АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) – научная дисциплина, занимающаяся описанием и изучением поведения, разработкой методов и приемов для изменения поведения.
В нашей стране ABA-терапия появилась не так давно и сейчас наиболее известна как научное направление, ориентированное на помощь людям с особенностями развития.
ABA-терапия в центре «Эдельвейс» преимущественно ориентирована на работу с детьми, которые имеют особенности развития. Расскажем немного подробнее об этом направлении.
Ни одно поведение не возникает без причины. В процессе работы с детьми поведенческий аналитик выявляет причины, из-за которым возникает то или иное поведение. Специалист формируют у ребенка адаптивное поведение и новые функциональные (полезные) навыки, а также работает над тем, чтобы снизить вероятность возникновения нежелательного поведения.
Специалист, работающий в направлении ABA-терапии, всегда уделяет большое внимание поиску мотивации ребенка. ABA-терапист никогда не приступает к работе над развитием навыков, не зная, что нравится ребенку, во что он любит играть, является ли само взаимодействие ребенка и специалиста мотивационным. Специалисты стараются сделать занятия комфортными и интересными для каждого ребенка.
Занятия по ABA-терапии могут выглядеть по-разному!
На занятиях специалист всегда ориентируется на особенности и потребности конкретного ребенка. Например, в раннем возрасте на занятиях делается акцент в первую очередь на развитие социальных и коммуникативных навыков, которые создают базу для дальнейшего обучения ребенка. В школьном возрасте на первый план выходит учебное поведение, умение вести себя в коллективе, устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками.
Для подростков и молодых людей актуальны будут навыки самостоятельности, бытовые и профессиональные навыки, которые помогут ребятам с особенностями здоровья развить максимальную независимость.
Чтобы дети с РАС легче усваивали новую информацию, на занятиях часто используются различные визуальные подсказки и опоры: визуальное расписание, жетонные системы, система коммуникации с помощью обмена изображениями PECS. Это не является обязательным компонентом ABA-терапии. Специалист всегда определяет методы и приемы, подходящие ребенку, в тесном сотрудничестве с семьей, с учетом ее возможностей и потребностей.
Существует стереотип о том, что занятия по ABA-терапии чаще всего проводятся за столом в структурированной форме. В нашем центре ABA-тераписта и ребенка можно увидеть как в сухом бассейне с шариками, так и в сенсорно-динамическом зале. Специалист может менять формат работы и в рамках одного занятия.
Для закрепления и переноса усвоенных на занятиях навыков важна включенность родителей в психокоррекционную работу, поэтому специалист активно привлекает родителей к занятиям. Это позволяет сделать процесс реабилитации более эффективным.
Каждый ребенок уникален и спектр нарушений, возникающий у детей с одним и тем же диагнозом, может сильно отличаться. Поэтому ABA-терапия в центре «Эдельвейс» всегда проводится в тесном сотрудничестве ABA-тераписта с другими специалистами.
Задачей занятий по ABA-терапии является максимальная адаптация и социализация ребенка с особенностями развития, повышение качества его жизни и жизни его семьи. Для этого наши специалисты обладают обширным арсеналом методов и приемов, которые они используют в работе с детьми.
Первоочередная задача состоит в простом описании: как были произнесены слова, фразы; какие условия имеют отношение к возникновению поведения и, что является последствием для формирования речи.
В системе изменения поведения в АВА есть набор специфических приемов и методов, применяемых на постоянной основе с целью влияния на поведение:
Оценка навыков осуществляется с помощью программы на основе vb-mapp. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (Марк Сандберг, BCBA, 2008 г.).
Поделитесь с нами своими предложениями или задайте вопрос о работе